Главная страница | Партнеры | Пираты | Заказ книги | Заявка на концерт | Почта | Отзывы |
   ДОМ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
им. А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА
  3 апреля 2019 г. в 18 ч. 30 мин.
КЛУБ  СТАРИННОГО РОМАНСА "ОТРАДА"
Елены и Валерия Уколовых
32-й  сезон
"ВЕРТОЛЕТ МЕЧТЫ"
Романсы и песни Е. и В. Уколовых
 
Участвуют:Засл. арт. России
СЕРГЕЙ СТЕПИН, МИХАИЛ  МОВШОВИЧМаргарита ФИЛАТОВА, Ксения ЛЕОНОВА, Инга СИМИНДЕЙ 
 
Ведет вечер  ЕЛЕНА УКОЛОВА 
м. Таганская-Кольцевая.
Тел. кассы: 8-495-137-84-08
 
Творческое кредо
Прессрелиз
Правда о романсе
Знаете ли вы что... ?
Фестиваль романса
Развлечения старой Москвы
Увеселительные заведения
Подмосковные усадьбы
Исчезнувшие уголки старой Москвы
Афиша | Концертные программы | Исследования | Книги | Диски | Ноты | Записи mp3
Главная / Прессрелиз



Главная
Прессрелиз

Прессрелиз

Фотография: Елена и Валерий Уколовы ()

На фото: Елена и Валерий Уколовы

увеличить фото

1.Правда, 22 июля 1986 г.С. Самсонова "ЗВУКИ ЛЮБИМЫЕ".

О вечере «О Русь, взмахни крылами», который организовала и вела Елена Уколова в ГЦММК им. Глинки, об ее участниках Валентине Анисимове, Валерии Уколове.

«Интересно было послушать научного сотрудника музея Е. Уколову, поведавшую историю создания некоторых романсов и рассказавшую о жизни их создателей».

2. Сов. культура,14 апр.1988. С. Самсонова Встреча через годы.

       «Его наследие еще не собрано, биография не написана…Поэтому примечателен был вечер, посвященный творчеству Фомина в концертном зале  ГЦММК им Глинки – один из вечеров цикла «Из истории старинного русского романса». Организует эти концерты, ведет большую поисковую работу для них научный сотрудник музея Е. Уколова.

3. Моск. Комсомолец. 8 июля 1988 г. Бернард Нинелин "ОРФЕЙ НА ПЕРЕПУТЬЕ". О книге В.Уколова и Е. Рыбакиной  «Музыка в потоке времени».

 Оригинальная по замыслу книга ломает стереотипы музыковедческой популяризации. Тему книги можно обозначить, как историю звуковой жизни общества, звуковой культуры человечества. 15 глав  охватывают все сферы музыки: профессиональное и самодеятельное творчество, исполнительство, концертную жизнь, радио и телевидение, музыкальную науку, образование, эстраду, рок-движение и фольклор.

Я отмечаю главу «Судьба Золушки», посвященную русскому старинному романсу. Она самая волнующая по внутреннему пафосу, по фактам. В ней говорится о трудной исторической судьбе жанра и его авторов, анализируются причины давней недооценки профессиональными музыкантами драгоценного национального достояния, давно завоевавшего мировое признание».

Книга написана очень эмоционально. Убежденность в ней не декларативная, в основе лежит поиск истины.. В книге тесно сплетены черты научного, публицистического и художественного жанров. 

5. Приволжская правда 15 нояб.1988 г. В. Бородулина Словно побывали в гостях.

        Большую радость доставили любителям и почитателям музыки истинные служители искусства Елена и Валерий Уколовы своими концертами «Шедевры русского старинного романса…» Очень была интересна информация. Чувствуется, что это результат большого труда и поиска. Мы узнали о Булахове, Фомине, Пуаре и др… Исполнение отличалось искренностью и сердечностью.

6. Муз.жизнь 1989 №8. Г.Трошина "В поисках выхода" Рец. На книгу “Музыка в потоке времени”

«Едва ли не первая за последние годы попытка столь широкого подхода к существу музыки.

Форма повествования  подобна многократному погружению в глубины исторического океана и выплыванию на поверхность в день сегодняшний.

Перед нами оригинальное скрещение историко-просветительских очерков с публицистикой, и именно острейшие проблемы современной эпохи явились стимулом для этого многовекового путешествия». Работа В. Уколова и Е. Рыбакиной родилась из стремления, пока не поздно, спасти  «пизанскую башню нашей музыкальной культуры».

По-настоящему увлекательно, с вдохновением написаны главы о романсе и о старинном романсе (так удачно названном «Золушкой»)

Авторы пытаются хотя бы пошатнуть здание незыблемых (как считают иные профессионалы) постулатов, типа следующего: история музыки  это необратимый путь от простого к сложному», и «художник обязан постоянно экспериментировать,  обновлять язык».

7. Семь дней. 20 окт.1989 г.Счастливый неудачник. О цикле предстоящих радиопередач Уколовых по Всесоюзному радио.

«Счастливый неудачник» только начало обширного цикла, посвященного русскому старинному романсу.

8. Народный учитель.5 февр.1992 г.Г.Самолов Старинный романс в  Доме-Музее Федора Шаляпина

«Теперь уже все знатоки и поклонники русского старинного романса знают, что главный центр его находится в Доме-Музее Ф. Шаляпина. Так уж получилось, что здесь регулярно проводят свои вечера  ведущие специалисты этого жанра Елена и Валерий Уколовы. Они не только ученые-исследователи, но и исполнители русского старинного романса. Это позволяет им проводить уникальные вечера, в которых встают из небытия забытые шедевры, возрождаются  имена авторов и исполнителей. Только там слушатели могут увидеть  в слайдах многие десятки портретов русских певцов и певиц,  увидеть лица цыганских примадонн 19 века, услышать редкие дореволюционные записи, до боли прочувствовать   драматическую судьбу создателей романса, ощутить парадоксальную несправедливость истории к этому  чудесному и любимейшему жанру».

13. Семь дней 27 сент. 1993 г. Н. Архангельская "Листки старинного альбома"

«Проблемные, пронизанные болью за русскую культуру передачи Елены и Валерий Уколовых  всегда – открытие. Вот уже четвертый год звучат  их голоса в этой программе, и каждый раз  перед нами возникает  новая страница нашей музыкальной истории. Воскрешаются сокровища нашего  романсового наследия, звучат уникальные записи и голоса, донесшие к нам из прошлого память о Варе Паниной, Александре Давыдове, Владимире Сабинине…»

20. Веч.Клуб.8 февр.1994 г.И.Корнеева. Было время - и тещам посвящали романсы.

«В Доме-Музее Шаляпина  в цикле Шаляпинские суботы прозвучала  чарующая литературно-музыкальная композиция «Романс на старом Арбате», которую подготовили Елена и Валерий Уколовы. На несколько часов им удалось  восстановить дух особого мира Арбата – страны российской аристократии и музыкантов».

25. Подмосковные известия. 23 июня 1994 г.С.Сокольский.Я приглашаю вас в салон.

 «Романс в дворянском салоне». Так назвала свой вечер в музее Шаляпина  известный музыковед Елена Уколова. Сколько интересного, а порой и неожиданного рассказала она и о прославленных молвой и забытых московских и петербургских салонах! Например, салон Шиловских, где собирался весь музыкальный цвет России.

26. Российские вести. 26 июля. Сколько забытых имен было разга­дано...

 «Мы слушатели цикла вечеров «Романсовые среды» в Музее Шаляпина  хотим через вашу газету  выразить нашу благодарность  и восторг  постоянному ведущему этих вечеров Елене Лукиничне Уколовой. Когда видишь , что  в наши дни человек работает не жалея сил, не жалуясь и не унывая, это пробуждает веру и надежду. Но когда эта работа - поиск, открытие, возрождение забытых и бесценных сокровищ нашей культуры, она еще и радует и вдохновляет. Сколько старинных романсов прозвучало здесь впервые!  Сколько забытых имен было разгадано!. Как ярко представили и пушкинский Арбат и дворянские салоны.

27. Лосинка, №17 окт.1994.Т.Бирюкова Чудеская случайная встреча.

«Красивый, сильный голос Валерия Уколова, певшего без микрофона,  доходил и до последних рядов зрителей и до каждого уголка зачарованных сердец слушателей. У некоторых набегали на глаза слезы».

31. Подмосковные изв.11 марта 1995 г. Н.Заславская Подвижники.

            "А счастье будто мотылек".

 О  вечере Уколовых в ЦДРИ под рубрикой «Сенсации и открытия».

Слушая Уколовых, не перестаешь удивляться не только самоотдаче и необычайной продуктивности творчества. Главнон, чем они  не перестают поражать  - свежесть и новизна их творческих находок. Это не просто раскопки старины, это фундаментальные исследования тех невероятных культурных напластований, которыми так богата наша Россия. И вместе с тем  - это любовно и бережно воспроизводимое «минувших дней очарованье». В сущности, в наше время это подвиг, за которым изнурительная работа в архивах, глубокая осмысленная работа над собой. Но одной работы мало.  Нужны и талант и удача и мастерство исследователя, и одержимость.

Результатами этой работы являются  не только любимые слушателями передачи!  Это еще изданная авторами Антология  старинного  русского романса», первый том которой ужу демонстрируется на вечере.

32. Дворянский вестник #2-3 1996 г.В.Давыдов Воспоминание о романсе.

 О вечере в ЦДРИ. 26 января 1996 г.

Не менее интересной  была и следующая  часть вечера Уколовых. Оказывается, что к исследованию русского старинного романса они пришли от собственного творчества. Елена сочиняла музыку,  Валерий – стихи. Ровно 10 лет назад  они провели последний  свой авторский концерт, и устав  «пробивать стены и заборы», целиком  посвятили себя исследованию. Сначала настороженно, но потом теплее  публика встречала их собственные романсы – «Неотправленное письмо», «Отчуждение», «Снега метут». Самые восторженные аплодисменты здесь сорвал Михаил Мовшович песнями «Сверчок» и «А счастье будто мотылек». Публика была так разогрета, овациям не было конца, как перед триумфальным финалом, а впереди была еще одна замечательная страница по мотивам 120 радиопередач бенефициантов. Уже пять лет Уколовы  регулярно выходят  в эфир со своими открытиями в циклах «Листки старинного альбома» и «Оттаявшие звуки»….

Под шум рукоплесканий вышел на эстраду доктор искусствоведения Ю.А. Дмитриев и произнес прямо-таки пламенную речь, высказав то, что чувствовали многие в зале:

«Я потрясен. Мне уже 80 лет, но я никогда не был на таком замечательном вечере. Я бы назвал это событием в нашей культурной жизни. А тот громадный вклад, который внесли  Уколовы в отечественную культуру, можно сравнить с тем, что сделал А. Н. Афанасьев, собравший свод русских сказок. А каких изумительных певцов они объединили вокруг себя!  Хорошо, что есть радиостанция «Собеседник», которая поддерживает этих энтузиастов-ученых. А что касается их собственного творчества, то его обязательно лет через 100 откроют так же, как они сейчас открывают Дюбюка и Пуаре….»

 

50. Рос.ист.газета.1997 №10. А.П. Из истории романсовой Москвы.

В Большом зале Политехнического музея 11 сентября собрались любители старинного русского романса. Авторы вечера Елена и Валерий Уколовы охотно делились своими находками последних лет. На сей раз они постарались  доказать, что Москва  - родина  русского старинного романса. Именно Москве он обязан своим рождением, здесь переживали периоды своего расцвета, сюда «как мотыльки на огонь  слетались авторы  и исполнители старинного романса»  Здесь они сгорали, оставляя потомкам  бессмертные и, как правило, безымянные шедевры. Но для Уколовых, кажется, нет безымянных  романсов…

Завершился вечер старинной песней  о Москве, которую Валерий Уколов пел с публикой. Некогда любимая песня москвичей и сейчас могла бы украсить эфир… Но романсам, видимо, на роду написано вековать без какой-либо поддержки, на одной народной любви….

Вечер Уколовых получился настоящим праздником старинного русского романса, ничуть не потерявшимся среди юбилейных дней Москвы.

55. Рос.Муз.газета.1997 №4. В.Давыдов. Романсовые вечера.

Рассказ о «романсовом вечере» Елены и Валерия Уколовых, посвященном Татьяне Толстой, проведенном в музее Ф. Шаляпина.

«Исследователям романса Елене и Валерию Уколовым  понадобилось  немало времени, чтобы установить: автор многих знаменитых романсов Серебряного века Татьяна Толстая и музыкальная крестница Чайковского Таня Шиловская – одно и то же лицо»

62. Веч.Москва, 20 мая 1998 г.М.Сегельнам. Жанр не кабацкий, а сердечный.

« Возрождение интереса  к старинному романсу на рубеже 1970-80-х годов нашего века во многом связано с деятельностью Елены и Валерия Уколовых. Именно тогда в сочетании кропотливой научной работы и стремления превратить жанр в реальный факт художественной жизни, вернуть его на концертную эстраду возникла идея антологии  старинного русского романса. Более  двадцати лет прошло с момента зарождения идеи до ее воплощения. И вот свершилось: на днях  первые два тома предполагаемого  десятитомника были представлены в Российском фонде культуры».

68. Рос. музыкальная газета.1999 г.№3.Н.Филатова"Ты не поверишь".

           Рецензия на концерт Уколовых  в ЦДРИ 12 марта 1999 г. посвященном 200-летию Пушкина.

«Публика давно отвыкла от вечеров такой информационной насыщенности. Премьеры, открытия, находки теснили друг друга…. Сердечными словами благодарности народный артист России М. Рожков завершил эту неюбилейную пушкинскую программу». 

75. Алфавит, 2002, №45, ноябрь. Е.С. Готические струны. Рец на книгу “Распятый на арфе”.

        «В книге замечательно передана атмосфера музыкальной жизни начала позапрошлого века в России, когда  арфа царствовала и в домашних концертах и в модных салонах. Путем кропотливой работы авторам  удалось не только восстановить жизненные вехи лучшего  российского арфиста, композитора и поэта, но и попытаться разгадать причину его забвения после смерти… Достоинство книги – публикация  нот лучших пьес и романсов Николая Девитте».

79. Красная звезда. 22 января 2003 г.  “Возвращение московского маркиза”. Михаил Артамонов.

По существу в забвении А. Дюбюк находился с конца 19 до середины 1980-х годов, когда супруги-искусствоведы Е.Л и В.С .Уколовы серьезно занялись изучением жизни и творчества выдающегося пианиста, композитора и педагога. В 1997 году им удалось издать первую научную биографию А. Дюбюка, книгу под названием «Собрание старинных русских романсов». Том 2. Романсы московского гуляки.  В книге представлены более 100 романсов и песен, написанных  на стихи А. Пушкина, А. Кольцова, Е. Баратынского, Н. Некрасова А. Фета, Л Мея…

80 Музыка и время. № 1 за 2003 г. М.Сорокоумовская. Забытый гений золотого века. О книге Уколовых Распятый на арфе. С 55-61

Имя Девитте ничего не скажет ни русским, ни зарубежным  знатокам пушкинской эпохи. А ведь этот период недаром считают одним из самых исследованных. И вот  приходится признать, что совершенно забытым оказался один из талантливейших деятелей искусства той поры. Открытие его принадлежит известным исследовтаелям русского старинного романса  Еленне и Валерию Уколовым.

Книга прекрасно издана и написана богатым и ярким языком, она способна увлечь людей самых разных культурных ориентаций. Но особый интерес она вызовет у  музыкантов, литераторов, историков и даже москвоведов. На презентации книги академик С.О. Шмидт назвал ее подарком 21 веку.

83. Музыкант. № 4 за 2003 год. “В стиле старинного романса” С. Русак. О конкурсе на лучшее сочинение в жанре старинного романса.

 «Нельзя не отметить людей, которые вытащили этот конкурс на своих плечах – Елена и Валерий Уколовы. Они – одни из лучших  исполнителей русского старинного романса в Москве. Ими написано большое количество книг  об авторах и исполнителях старинного романса».

92 Петербург. Летопись культуры и искусства. 2005 г № 12. Галина Прживобовская. Возвращение музыки Николая Девитте.

О книге Е. и В. Уколовых Распятый на арфе и концерте, проведенном в Певческом мосте.

 «Переполнившие зал слушатели единодушно восприняли музыку Девитте как божественное пение Серафима».

93. Наш Арбат. Декабрь 2006 г   Культурное чаепитие в Пушкинском доме

          Сначала все собрались наверху, в Пушкинсколй гастиной. Здесь гостей ждал творческий вечер – выступление Валерия и Елены Уколовых. Это был настоящий бенефис русского романса (соло на рояле Елена Уколова, исполнитель Валери й Уколов.

Да, они не просто исполняли романсы, но и рассказывали о них увлекательнейшие истории. Причем тесно связанные с историей Арбата и окрестностей. Какие события, какие драмы, какие страсти разворачивались здесь, в особняках и доходных домах! Карты, деньги и, конечно, любовь! Каждый такой роман. достоин романа. И романса! Или даже романа о романсе. Уколовы именно этим и занимаются –  пишут книги  об истории романса…. Словом выступление Уколовых стало драгоценным подарком для гостей вечера. И даже когда время, отведенное для концерта вышло, их долго не отпускали – подходили с автографами, задавали вопросы, и, конечно, просили приезжать еще.

-         Я очень хочу поблагодарить наших дорогих гостей – сказал позже – Виктор Яковлевич Ицкович. Они сегодня не просто доставили нам огромное удовольствие – они принесли нечто такое, чего нам в обычной жизни не хватает. Чего не бывает ни в телевидении, ни по радио. И, к сожалению, в концертах такое чудо нечасто встретишь. Это настоящий кусочек культуры, без каких-либо там «синтетических модифицированных» добавок!

 Подпись под портретом: В Уколов светоч русской культуры, король русского романса.

94. Мещанская слобода. №1, 2007 г  Кирилл Сушон. Прекрасное рядом.

       О романсовых вечерах Елены и Валерия Уколовых в Ассоциации Классическое наследие.

        20 января в библиотеке выступали Елена и Валерий Уколовы и бард Сергей Коноплев. Под аккомпанемент жены Валерий Уколов красивым густым  баритоном исполнил старинные русские романсы, написанные в начале 20 века русским композитором Борисом Прозоровским. В зале звучали романсы «Угольки», «Я не вернусь», «Мы только знакомы» и многие другие. Елена и Валерий Уколовы рассказали о тяжелой судьбе композитора. Странно было слышать, что талантливого человека несколько раз отправляли в Сибирь на принудительные работы…

95 Арбатские вести  №6 2007 г. март. Елена Рябоконь.  Арбатского романса старинное шитье.

Какими были Арбат и Пресня 19 века, какие нити связывали их, - об этом увлекательно и по-старомосковски «вкусно» с занимательными подробностями и деталями, которые сыщешь разве что в архивах, рассказывала искусствовед Елена Уколова… Елена и Валерий Уколовы - организаторы вечера - свою жизнь  посвятили служению Его Величества Романсу. Они неутомимые исследователи, талантливые исполнители и авторы романсов…

Фотография: Борис Прозоровский ()

На фото: Борис Прозоровский

увеличить фото

 

Фотография: Альманах

На фото: Альманах "Очи черные". Вып. 5.

Обложка книги

увеличить фото

 

Фотография: Распятый на арфе (Обложка книги)

На фото: Распятый на арфе

Обложка книги

увеличить фото

Все права защищены © http://old-romance.ru.
   Яндекс цитирования